С миру по нитке за 60 дней: опыт успешного краудфандинга

19 апреля мы запустили кампанию по сбору средств — краудфандинг на IndieGoGo. За два месяца было собрано $124 964, что почти вдвое больше намеченной суммы. Это серьезное достижение, тем более, что лишь 0,9% на IndieGoGo собирают более $100 000. Поэтому спешим поделиться с вами впечатлениями от пережитого и рассказать, с чего же все начиналось.

Почему выбрали краудфандинг для запуска МУЛЬТиКУБИК 2.0 (CINEMOOD)?

Когда выпуск первой версии МУЛЬТиКУБИКа только начинался, о краудфандинге мы даже не задумывались: компания развивалась, аудитория увеличивалась, продажи и спрос росли. Летом 2015 года, получив огромное количество позитивных отзывов, мы решили делать новую версию портативного проектора, начиная с создания стильного продуктового дизайна и заканчивая всеми техническими характеристиками и фишками. И все завертелось. В августе 2015 стартап прошел отбор в совместную программу акселерации Сколково и сингапурской HAXAsia. Именно там российский проект развернули в сторону международного рынка, подсказав мысль о коллективном сборе средств. Примерно через год — в апреле — мы начали акселерацию в Дании и решили начать сбор предзаказов на производство кубиков. Для этого выбрали краудфандинговую платформу как сравнительно простой инструмент для продвижения кампании, сбора пожертвований и оформления предварительных заказов.

Почему выбрали именно IndieGoGo?

Между IndieGoGo и, к примеру, Kickstarter есть ряд отличий. Ключевое — то, что второй работает по принципу «все или ничего», то есть в случае недобора заявленной цели, Kickstarter не выплачивает команде ни цента и возвращает собранные деньги обратно бейкерам — тем, кто вложился в проект. IndieGoGo в этом плане более дружелюбная платформа: вы можете выбрать гибкое финансирование и собрать деньги, даже если не достигнете намеченной цели. Так что с этой площадкой не страшно запускать кампанию в первый раз. Комиссия IndieGoGo — 5%, плюс 3% и 30 центов — комиссия платёжной системы.

Подготовка к кампании

Мы начали активную подготовку за три недели до запуска. Важно было придумать стратегию, которая бы не только привела зарубежную аудиторию на страницу, но и убедила их в актуальности проекта. Это был наш первый опыт продвижения за рубежом, мы хотели тщательно подготовиться и получить советы от лучших в этом деле.

«Мы привлекли IndieGoGo для консультации, заранее продумали стратегии и модели привлечения клиентов. Собрали базу имейлов из 15 000 человек и раскрутили сообщества в соцсетях — в общем, тузов в рукаве было достаточно, чтобы со спокойным сердцем нажать на кнопку START» — делится впечатлениями директор по маркетингу CINEMOOD Дарья Мингалиева.

К началу запуска кампании команда разделилась по трем городам в разных странах. В Москве остался бэк-офис; несколько человек находились в штаб квартире IndieGoGo в Сан-Франциско; некоторые участвовали в акселерационной программе Bang&Olufsen в Дании. Команда работала по 14 часов в сутки, готовилась к запуску — и не зря.

Первый день кампании на IndieGoGo

Старт был дан 19 апреля в час ночи по Москве.

Первые три дня кампании явились ключевыми — стратегия претерпела значительную доработку. Мы учились каждый день и почти сразу пошли семимильными шагами. Наши ожидания были такими: собрать 40% от целевой суммы в $75 000 за три дня. Поначалу всё выглядело не так, как мы ожидали. К примеру, реклама в Facebook успешно конвертировалась в имейлы, но не сработала на покупку. В итоге только два процента из заранее собранной базы имейлов стали покупателями. Но даже несмотря на низкий процент на деле мы получили 50% уже в первый день кампании.

В первые часы проект CINEMOOD попал в топ краудфандинговых кампаний на IndieGoGo. За счет алгоритма выдачи интересных проектов наша кампания попала в рассылку «Тренды» для подписчиков платформы, а на странице IndieGoGo в Facebook появился пост о российском проекте.

Вторая неделя кампании на IndieGoGo

За пару недель мы собрали множество упоминаний в Интернет-изданиях, среди которых: CoolMomTech, TechCo, digg, RUSBASE, The Village, CNews, Asmo и др.

Главное событие второй недели — достижение 100% от целевой суммы. Мы стали первым российским проектом, переступившим порог офиса IndieGoGo. За это мы получили приглашение бесплатно поучаствовать на одной из крупнейших технических конференции мира — TechСrunch NY.

«Первое время нас мучило дежавю: в России мы уже проворачивали историю с предзаказами на первый продукт год назад. На родине мы все делали через собственный сайт, и процесс шел довольно успешно. Мы думали, что американская публика будет сильно отличаться от российской, сломали голову над новыми моделями подачи материала, брейнштормили ночи напролет, чтобы поразить американцев, изменили концепцию подачи продукта. И вот, когда все наши гениальные идеи были воплощены в жизнь, оказалось, что реакция у местных жителей такая же, как и у россиян: просьбы о скидках, смешные комментарии, неожиданные вопросы. У нас гораздо больше общего в менталитете, чем мы думаем», — говорит Дарья.

Третья неделя кампании на IndieGoGo

Собрав 100%, мы отправились к следующей цели — 150%. План был такой: если достигнем этой цели, то бесплатно добавим в каждый заказ по одному экрану обратной проекции 15 на 25 сантиметров.

На третьей неделе мы участвовали в двух крупнейших выставках Нью-Йорка: TechСrunch и Baby Show. На первой — привлекли внимание публики, которую обычными пресс-релизами, стендами и презентацией не удивишь. Сделав точную картонную копию редактора TechСrunch Майка Бутчера в полный рост, мы навели шумиху вокруг проекта на выставке и в соцсетях. На втором мероприятии мы собрали более 100 контактов журналистов, блогеров, посетителей и ритейлеров, а главное, получили приятные отзывы от маленьких любителей мультфильмов.

Так как планирование PR-кампании мы начали лишь за три недели до старта краудфандинга, участие в мероприятиях во время сбора средств оказалось эффективнее спешных попыток пообщаться с журналистами напрямую. К первому дню мы собрали более 300 контактов в СМИ, пообщались с каждым из них, рассказали об идее проекта. Оказалось, что «договориться о встрече с журналистом американского издания сложнее, чем пригласить на чашечку кофе топ-менеджера известной компании. Местные авторы не любят встречи: их больше устраивает интервью по скайпу». Ключевые выводы, который мы сделали по итогу кампании: PR-кампанию нужно планировать за 2-3 месяца до старта и само появление стартапа, его выход на новый рынок и запуск краудфандинговой кампании — это не новость.

Четвертая и пятая недели кампании на IndieGoGo

В конце мая началась горячая пора мероприятий. Сначала Skolkovo Sailing Trophy 2016, где мы презентовали вторую версию портативного проектора. Затем Silicon Valley Open Doors (SVOD) – IT-конференция для инвесторов, которая проходит в Силиконовой долине и собирает стартапы со всего мира. Именно там по результатам питча основателя МУЛЬТиКУБИКа Михаила Буховцева и он-лайн интервью директора по маркетингу Дарьи Мингалиевой стартапу удалось войти в тройку самых ярких проектов. Одновременно наш финансовый директор  Константин Курбатов привлек $200 000 инвестиций на краудинвестинговой площадке StartTrack.

Начало июня – завершение кампании на IndieGoGo

Лето началось очень активно. За одну неделю мы приняли участие в трех мероприятиях: «МУЛЬТИМИР» на ВДНХ, «Усадьба Jazz» в Архангельском и Startup Village 2016 в Сколково. Последнее — самый масштабный инновационный конкурс России, где наш молодой проект занял первое место. Как говорит основатель компании Михаил Буховцев, «это была неожиданная, но совершенно заслуженная победа».

В итоге победы и по завершении кампании, большое число энтузиастов обратилось с вопросами о том, как мы сумели реализовать успешный краудфандинг. Для них мы решили провести семинар на площадке Фонда развития интернет-инициатив и назвали его «Пройти огонь, воду и краудфандинг: стратегия выхода на Indiegogo». Там наша команда поделилась результатами, рассказали об ошибках и лайфхаках, дали напутствия будущим соискателям финансирования.

Наши двери в московском коворкинге #tceh всегда открыты: мы готовы делиться знаниями и рассказывать о проделанной работе, ведь, в первую очередь, мы работаем для вас — любителей CINEMOOD.

В результате кампании на IndieGoGo, мы собрали 170% от исходной цели, получили прототипы CINEMOOD и произвели первые умные чехлы Smart Cover™ с популярными героями мультфильмов. Совсем скоро начнутся первые розничные продажи в России и за рубежом, для чего у нас уже есть все необходимое: профессионализм, надежные партнеры, лояльные пользователи, отличный продукт и цель — создавать счастливое детство.

×